Десятилетний опыт
эксплуатации разработанной мною системы смазки мотоциклетного двигателя
дает, как мне кажется, все основания рекомендовать созданное устройство и
многочисленным мотолюбителям, и серийным заводам, выпускающим мототехнику.
Могу сказать, что значительно улучшилась работа двигателя: он стал менее
шумным, исчезли стуки, улучшилась компрессия. А все дело в том, что я
оборудовал свой ИЖ-56 системой раздельной смазки. Теперь
в бензин я добавляю не более 1 /20 части масла, рекомендуемого для
двухтактных моторов, да и оно предназначается скорее для смазки карбюратора
— дроссельной заслонки, иглы и т. п.
Масло же для смазки двигателя располагается в отдельном бачке (он у меня
закреплен в аккумуляторном отсеке, поскольку на моем мотоцикле аккумулятора
нет — машина оборудована генератором и системой зажигания от мотоцикла
«Восход»), причем слегка разжиженное
бензином.
|
Из бачка масло подается по виниловому шлангу к
патрубку карбюратора (между карбюратором и цилиндром) и вводится в него с
помощью небольшого штуцера. Бачок оборудован дозирующей иглой, с помощью
которой регулируется расход масла. К сожалению, приборов для подбора расхода
у меня не было, однако сделать это не слишком сложно в процессе
эксплуатации: масла должно расходоваться приблизительно столько же в
расчете на единицу объема топлива, сколько и рекомендуют инструкции для
двухтактных моторов. Так что, замерив количества бензина и масла, за несколько поездок, можно
установить оптимальный расход масла.
Рис.1 Схема раздельной смазки:
1— впускной патрубок двигателя, 2— маслопровод, 3— дозирующее устройство,
4— маслобак.
Рис. 2 Дозирующее устройство:
1— дозирующая игла, 2— корпус дозирующего устройства, 3— маслобак, 4—
шайба, 5— гайка, 6— маслопровод.
|
|
|
Есть и другие признаки оптимального соотношения
топлива и масла: в частности, дымность выхлопа должна быть нормальной для
мотоцикла данного класса. Эффект от применения такой смазки немалый. Так,
масло (в виде капли, а не в пылеобразном виде) попадает непосредственно в
картер, где разбрызгивается, смазывая при этом коренные подшипники (а у
двухтактных двигателей они всегда сухие!), кривошип, цилиндр, поршень и
поршневой палец. Излишки масла частично сгорают, а частью попадают в
выхлопной патрубок. Нагара на поршне и головке цилиндра практически не
образуется, и как следствие в моторе не бывает детонаций.
Некоторых мотолюбителей может отпугнуть кажущаяся примитивность
созданного мною устройства для раздельной смазки. Однако, прежде чем прийти к нему, я перепробовал несколько
способов подачи масла в мотор: с помощью дозирующего насоса, червяком,
через редуктор-датчик и электромагнитом. Однако остановился на этом,
самом простом. И не случайно. Разрежение во всасывающем патрубке
двигателя пропорционально частоте вращения коленчатого вала мотора, и,
следовательно, подсос масла в патрубке также автоматически будет зависеть
от оборотов — чем больше частота вращения, тем больше будет подаваться
масла. Думаю, что многих мотолюбителей заинтересует такое
усовершенствование.
|
|
|