Хочу поделиться с читателями одной своей
реализованной идеей. Возникла она у меня, когда, достаточно намучившись в
поисках для своего мотоцикла ИЖ-ПЗ то аккумулятора, то кислоты для него, то
ареометра — а эти вещи в наших таежных краях пребывают в постоянном
дефиците,— я перевел двигатель на безаккумуляторное бесконтактное
электронное зажигание.
|
|
Переделка сравнительно несложная, можно
использовать комплект от «Минска» или от «Восхода», то есть 6- или
12-вольтовое оборудование. После переделки я проехал по лесовозным
дорогам более 5 тыс. км и забыл начисто о
системе зажигания. Мне теперь уже не угрожают отказа системы в дальних
рейсах; новая, электронного зажигания,
зарекомендовала себя безотказной и надежной.
Доработка осуществляется так: упраздняется все старое оборудование
системы — генератор, катушка зажигания и реле-регулятор. Вся трудность
заключается в изготовлении промежуточного кольца - его приходится точить
на токарном станке. В кольце сверлятся отверстия: два диам. 6 мм — для
крепления кольца к правой половине картера; три М5 — для крепления
генератора к кольцу. Слева на кольце отрезается сегмент под перегородку
правой половины картера. Справа и снизу делаются вырезы под приливы в
крышке картера.
|
|
Установив кольцо на место и
убедившись, что крышка плотно прилегает, ставим ротор нового
генератора на цапфу коленовала. Здесь тонкость в следующем: шпонка не
используется; из жести толщиной 0,6—0,8 мм выгибается конусная втулка, смазывается с обеих сторон солидолом обсыпается
наждачным порошком и надевается на цапфу. Затем надевается ротор и
заворачивается штатный болт ИЖ-а, но пока не затягивается, привинчивается
статор генератора, регулируется опережение зажигания — 3—3,5 мм до ВМТ,
для чего поршень удерживается ручкой молотка, вставленной в выхлопное
окно, а ротор поворачивается так, чтобы паз на нём располагался против
датчика. Теперь уже можно затягивать болт крепления ротора генератора;
при затяжке надо слегка постучать по оси болта. В этот момент не мешает
проверить радиальное биение ротора; если оно заметно, то следует ударить
молотком по ротору датчика через деревянную прокладку и окончательно
затянуть болт. Наждачный порошок отлично заменит шпонку, избавит вас от
необходимости фрезеровать под неё лаз.
|
|
При переделке в мотоцикле используется старая
проводка; катушка зажигания типа Б300Б ставится под баком, коммутатор
КЭТ-1 —в правом инструмен¬тальном ящике; причем, если его поставить на
изоляционной пластине и с «массой» соединить тумблером, то получится хоро¬шее
противоугонное устройство в дополнение к замку зажига¬ния. Разводку
проводки можно вести по схеме «Минска-3.115», причем если мощность ламп
стоп-сигнала и габаритных ог¬ней немного уменьшить, то даже у мотоцикла
с коляской вся све¬товая сигнализация окажется работоспособной. Опыт
использования бескон¬тактного зажигания на мотоцик¬ле ИЖ-ПЗ (даже при
значитель¬ном люфте правого подшипни¬ка) показывает бесспорные
пре¬имущества против штатной кон¬тактной. Я уж
не говорю про из¬бавление от аккумулятора!
|
|
|
|