Доработка мотора
"ИЖ-Планета Спорт".
Самым "продвинутым" отечественным мотором
для эндуро был и остается двигатель "Иж-Планеты Спорт 350". С 1974
года в Ижевске параллельно с дорожными мотоциклами производились модели для
кросса и "многодневок" ("Иж-К15" и "Иж-М15") для
участников чемпионатов СССР. К сожалению, жизнь этих "Планет"
оказалась скоротечной - их выпуск прекратили в 1985 году. Однако и сейчас
"псовый" мотор - придел мечтаний эндуростроителя. Найти его несложно,
другое дело - грамотно затюнинговать.
Тот, кто поездил на дорожном "псе" и прочувствовал его взрывной
характер, со временем все равно захочет его форсировать. Мощи-то ему хватает,
но от увеличения ресурса мотора еще никто не отказывался.
Полировка щек коленвала и придание телу шатуна обтекаемой формы (рис. 1) - это,
скажем так, правило хорошего тона. Однако от подобной доработки многого ждать
не приходится - это вам не уменьшение объема кривошипной камеры, когда мощность
может возрасти на 20-30%. Тогда ее пик сместится в область высоких оборотов, то
есть взрывная динамика гарантирована.
Погодите радоваться: чтобы выполнить задуманное, придется выточить из стали
ЗОХМА или ЗОХГСА новые щеки (рис. 2) с внешним диаметром 133 мм. Уменьшите
также балансировочную выборку под нижнюю головку шатуна до 54,5 мм.
Компенсируйте дисбаланс отверстием диаметром 28 х 20 мм снизу щеки на
расстоянии 38,5 мм от центра, "прикрыв" его крышкой из дюраля.
Чтобы мотор "укрутился", коленвал облегчают за счет выфрезеровок с
лицевой стороны щек (поз. 20). Каждая из них "худеет" примерно на 300
г. Отверстия также закройте дюралевыми крышками, зачеканьте их и заполируйте
"заподлицо" к поверхности щек. "Перелицованный" вал
отбалансируйте: эта процедура хорошо известна опытным механикам из мастерских.
Такие переделки делают мотор крайне резвым, что хорошо для кроссовых покатушек.
Но он теряет плавность хода и тяговитость, и не всем это по нраву. Испробуйте
другой вариант тюнинга - оставьте щеки коленвала в покое и принимайтесь за
коренные подшипники. Это известная "слабина" мотора. Из-за нарушения
центровки вала также быстро изнашивается и поршневая.
Почему подшипники коленвала быстро "кончаются"? Серийные внутренние
"ролики" 2505К чаще всего бывают низкого качества: с увеличенными
зазорами или с пластиковым сепаратором они тут же рассыпаются. Но не в том
беда. Эти подшипники смазываются смесью (с каплями масла) из кри-вошипной
камеры. Залетевшие туда частички нагара и смолистые отложения со временем
забьют смазочные каналы, и тогда подшипники "крякнут". Вот если бы
они смазывались маслом из коробки передач, как левый внешний подшипник!..
Для левой стороны это организовать несложно - достаточно попутно заменить
ненадежный 2505К на два сошлифованных до толщины 9 мм шарикоподшипника 6205
(поз. 4 рис. 3): сначала установите их в картер, затем нагрейте до 80-100 °С и
вставьте коленвал. Для смазки этих подшипников в картере прорежьте канавку глубиной
и шириной 1 мм на расстоянии 17 мм от стопорного кольца штатного наружного
подшипника (поз. 3). Для герметизации кривошипной камеры с левой стороны
используйте доработанный сальник от "Явы-638" (поз. 6). Под сальник
придется выточить отполированное снаружи кольцо на коленвал (поз. 1) из стали
45 (НRс 35-40).
С правой стороны организовать "правильную" смазку сложнее - места там
мало, а подшипник надо герметизировать с двух сторон. Выход: со стороны
кривошипной камеры установите тот же "явский" сальник (с втулкой),
что и слева. Запрессуйте в картер сошлифованный до толщины 10 мм роликовый
подшипник 42205, а затем установите штатную крышку с сальником от "Иж-Ю
сб. 1-19" (поз. 10). Заглушите маслоподводящие каналы из кривошипной
камеры, а для смазки подшипника из коробки передач разместите две пластиковые
трубки диаметром 4-5 мм (поз. 7). После подобной переделки ресурс мотора
возрастает примерно вдвое. Конечно, здесь описаны далеко не все варианты
тюнинга, применимые к моторам "Иж-ПС". Но и в таком виде "пес"
еще как сможет "трях-нуть стариной".
Рис. 1:Доработка шатуна.
Рис. 2:Облегченные щеки коленвала: 1 - щека; 2 - дюралевая заглушка; 3 -
отверстие шатунного пальца. У штатных щек L=52 мм, самодельных L=40,5 мм.
Рис. 3:Модернизированная система смазки коренных подшипников: 1 - кольцо
30х25х11; 2 - стопорное кольцо; 3 - шарикоподшипник 304; 4 - доработанный
шарикоподшипник 6205; 5 - коленвал; 6 - сальник от "Явы-638" 30 х 52
х 8; 7 - маслоподводящая трубка; 8 - штуцер; 9 - доработанный роликоподшипник
42205; 10 - сальник "Иж-Ю сб. 1-19"; 11 - кольцо 30х25х8.
Помимо доработки коленвала, есть и
другие проблемы с мотором "Иж-ПС".
Карбюратор совсем необязательно ставить "родной" - "Микуни"
или "К-62Д". Спектр возможных замен очень широк. Если не пугает
"прожорливость" мотора, поищите карбюраторы от "ЧЗ-250",
"500" - они практически вечные, имеют два независимых поплавка
(подспорье при движении по пересеченке) и отлично "стимулируют"
двигатель. Одна беда - новых приборов не найти, а от былых времен остался лишь
металлолом, впрочем, и его при желании можно реанимировать. Если же ваш эндуро,
как вы считаете, не нуждается в большей мощности, есть смысл использовать
карбюратор от "Явы-638".
Зажигание в заводском исполнении совсем ненадежно. Буквально все кроссовики
ставили "Мотоплат" с "ЧЗ", но этот вариант страдает изъяном
- на мотоцикле не будет света. Многодневщики раньше хитрили: свет делали чисто
"формальным" - от батареек. Для "серьезных" эндуро
прибегнуть к подобному трюку - себе дороже.
На "Иж-М15" конца 80-х уже стояла бесконтактная электроника. От
обычной она отличалась датчиком, так как у "ПС" из-за шестеренкой
моторной передачи вращение коленвала происходит в обратную сторону. КЭТы - не
идеальный вариант из-за отсутствия заливки деталей и сильной вибрации мотора.
Наш совет: используйте современные мопедные или "совиные" генераторы
с БКС. Если же вы хотите повысить мощность за счет увеличения оборотов (выше
6000), спаяйте сами другой электронный коммутатор или обратитесь за помощью к
специалисту.
Сцепление на "псах" откровенно слабое. Вариантов переделок этого узла
- масса (вплоть до установки "сухого" сцепления от
"Ч3-500").
Коробка передач в целом достаточно крепкая, если при переключениях выжимать
сцепление и держать уровень масла выше рекомендованного. Вообще, возможность
замены на штатную коробку "планетовских" дорожников позволяет не
беспокоиться о поломках. "Гурманам" с большими возможностями можно
посоветовать внедрить целиком узел от "ЧЗ-500". Однако потребуется
переварить картер.